Статья в газете "ВАКАНСИЯ"

 

Профессия зубного техника традиционно считается в народе весьма престижной и  доходной. Привлекает многих в зуботехническом деле и то, что в нем присутствует творческая составляющая и всегда находится место новым технологиям. О сегодняшнем дне этой динамично развивающейся профессии в интервью корреспонденту «Вакансии» рассказывает генеральный директор зуботехнической лаборатории «ГАЛАКТИКА» Александр ЕФРЕМЕНКО.

  - Если я правильно понимаю, путь в профессию зубного техника лежит через профильное училище, колледж.

 - Да, конечно. В Санкт-Петербурге и по всей стране есть большое число учебных заведений, которые пополняют «зуботехнические» кадры страны. Обычно в медицинских колледжах имеются отделения ортопедической стоматологии, которые и занимаются обучением на зубных техников. Но в зуботехническом деле между выпускниками учебных заведений, не имеющими опыта работы, и практикующими специалистами разница бывает очень велика.

  - Вы имеете в виду, что свежедипломированных техников надо доучивать?

 - Как правило, надо, тем более что нередко молодые люди, получившие диплом зубного техника больше владеют теоретическими знаниями, нежели практическими навыками.

  - Но они же наверняка проходят практику… 

 - Для самостоятельной полноценной работы такая практика не является абсолютно достаточной, к тому же она обычно проходит с «неживым», фантомным материалом. Для того чтобы состояться в профессии главное даже не качество образовательной базы, которой обзавелся вчерашний выпускник в колледже. К сожалению, некоторые учащиеся  относятся к процессу обучения не очень серьезно и, только получив диплом, приходят к осознанию того, что надо всерьез осваивать зуботехническое дело уже на рабочем месте. Наличие или отсутствие вот этого желания учиться и развиваться, можно назвать определяющим в судьбе начинающего специалиста. И пускай человек умеет еще очень немногое, если он по-настоящему хочет стать зубным техником и располагает документом о соответствующем образовании (это обязательное требование во всех лабораториях при приеме на работу), то мы поможем ему стать востребованным специалистом.

  - Сколько в среднем длится такое обучение, и спустя какое время новичок становится высококвалифицированным зубным техником?

 - Скорее не обучение, а передача опыта. Все зависит от конкретного места работы. Конечно, первое время новичок  не изготавливает самостоятельно зубные протезы,  а только под контролем опытного наставника. Вполне естественно, что в этот период заработная плата невелика, но зато от человека не требуется оплата за обучение, стажировку. Такой расклад многих озадачивает. Но удивляться тут нечему: работодатели не «меняют» диплом молодого специалиста на деньги в виде зарплаты, а выдают зарплату за готовые изделия. Причем, изделия медицинского назначения. И выполнение таких заказов - весьма ответственное дело. И если человек без профессионального опыта не способен в начале своей карьеры абсолютно самостоятельно что-то создавать, ему, естественно, надо учиться у белее опытных коллег. А для того, чтобы достичь хорошего профессионального уровня нужно около двух-трех лет. При этом вполне нормальные заработки начинаются у большинства работников раньше, здесь возможна большая вариативность и все зависит от способностей начинающего специалиста, его усердия и места работы.

 

 - Многие выпускники зуботехнических отделений разочаровываются в профессии, столкнувшись с необходимостью продолжения обучения на рабочем месте?

- У нас в лаборатории идет постоянный отбор, можно сказать конкурс. Из тех, кто пробует свои силы, остаются немногие... Но мы сотрудничаем с клиниками VIP-уровня, используем передовые технологии, сами их совершенствуем и дополняем, поэтому у нас должны работать только профессионалы. Для тех, кому не по плечу старт на высоком уровне в такой организации как наша, существует хороший способ набраться опыта, например, в государственных стоматологических поликлиниках. В большинстве из них действуют собственные зуботехнические лаборатории. И нередко там сохраняется особый технологический уклад, позволяющий осваивать широкий спектр методик и технологий. Там можно на практике научиться основополагающим вещам, научиться работать в единой команде с врачами, понять тонкости взаимоотношений с пациентами, получить опыт работы на несложных конструкциях. То есть на первых порах потрудиться не ради денег (хотя и этот фактор тоже должен присутствовать в любой профессии), а ради самообучения, пройти эту непростую школу, пообщаться с врачами, коллегами и только потом уже рассчитывать на повышение дохода от своей деятельности. Главное - это понять, что первично, а что вторично. Сначала качественное изделие, а уж затем приятный денежный результат затраченных усилий. Только так, и не иначе! Конечно, при трудоустройстве многое зависит от везения. Вот пример из жизни. Один из наших ведущих специалистов около полутора лет после получения диплома пытался  «укрепиться» в специальности  в разных лабораториях, и нигде долго не задерживался, так как опыта работы у него еще не было (что вполне естественно, откуда же ему взяться?...).   А рассмотреть в новичке большой профессиональный потенциал, а может быть и талант, никто не удосужился. Отчаяние и ощущение того, что неправильно выбрана профессия, привели к желанию человека найти себя в чем-то другом.  Но перед этим сделать последнюю попытку... Судьба привела его в  «ГАЛАКТИКУ». Результат: сейчас он выполняет сложнейшие работы, хотя вроде бы был обречен на уход из профессии. Видимо, в лаборатории должны существовать особые условия, которые просто необходимы, чтобы раскрылся талант.

 - Получается, что представления о высоких заработках зубных техников весьма относительны. Точнее, они верны только в отношении состоявшихся специалистов…

- У опытных техников действительно обычно высокие заработки. Хотя если  рассматривать зарплату зубных техников, работающих в Санкт-Петербурге, то эта сумма может быть от «минималки» до нескольких десятков тысяч рублей в месяц. Иногда оплата труда некоторых зубных техников может достигать очень высоких цифр, но таких суперспециалистов единицы и это мастера высшего класса. Но не следует к ним приравнивать всех зубных техников, это не совсем верно...  В нашей лаборатории зубной техник, начав «с нуля» и проработав три-четыре года, может рассчитывать на весьма достойную зарплату. И связано это в том числе с нашей ориентацией на новые технологии. Например, наряду с традиционными технологиями и материалами, мы изготавливаем съемные протезы из нейлона. И до сих пор  это для многих диковинка, несмотря на то, что в Санкт-Петербурге данный материал появился белее пяти лет назад. Работа с нейлоном требует от техника высокой квалификации и специальных знаний, к тому же приносит хороший доход. Вообще, зубных техников можно разделить на две условных категории. Одним, по большому счету все равно, что именно делать. Они  не художники, а скорее ремесленники, добротно и быстро выполняющие несложную механическую работу в большом количестве. Другие же техники будут усердно и кропотливо созидать нечто особенное, затрачивая на это порой несколько дней, а то и недель в  итоге получив тот же доход, что и первые... Но у них  совершенно другой подход: они вкладывают в свою работу всю душу, им интересно заниматься чем-то необычным, нестандартным. Обе эти категории специалистов имеют право на существование, но нам нужны как раз вторые, поскольку мы ориентируемся на эксклюзивные, уникальные методики и технологии.

 - Вакансий зубных техников сейчас много в городе?

 - Если посмотреть в Интернете, то специалисты требуются почти каждой лаборатории. Но именно специалисты. И при трудоустройстве в большинстве случаев определяющим будет ни наличие диплома, а практические умения и навыки соискателя. Или в случае с начинающими техниками – огромное желание учиться и, конечно же, способности. Кстати, настоящее развитие техника происходит не только в процессе работы над зубными протезами. Я в свое время старался не пропускать ни одной стоматологической выставки. Изучал стенды, знакомился с людьми, расспрашивал о новых технологиях… Так однажды интуитивно почувствовал, что нейлоновые протезы - это взгляд в будущее. Организовывая зуботехническую лабораторию, решил, что одной из ее особенностей будет создание высококачественных протезов из нейлона. По моим наблюдениям лучше всего работают и наиболее полно раскрываются как профессионалы именно те техники, которые интересуются передовыми наработками и изобретениями в нашем деле. У такого специалиста на столе всегда куча каталогов, он использует любую свободную минутку, чтобы залезть в Интернет и взглянуть, к примеру, на новую нестандартную конструкцию. Все это обязательно приносит свои плоды в виде повышения профессиональной компетенции, а соответственно и заработка.

  - Слушая Вас, невольно начинаешь воспринимать зуботехническое дело, как искусство. Не могли бы Вы сформулировать: в чем заключается творческая составляющая работы зубного техника?

 - Думаю, здесь будет уместна следующая аналогия. Один хирург, сделав несложную операцию, оставит после вмешательства немаленький коллоидный рубец. А другой, может быть, будет делать намного дольше подобную операцию,  после которой останется едва заметный след. Как первая, так и вторая работа вполне профессиональны: никто не станет упрекать врача в том, что остался некрасивый рубец, такое возможно после оперативного вмешательства. Но про некоторых специалистов люди говорят: «ВОЛШЕБНИК» или «СПЕЦИАЛИСТ ОТ БОГА». Так и в зуботехническом деле. В большинстве случаев для подтверждения своего статуса специалиста достаточно сделать из нормального материала правильную конструкцию. Но создать такой протез, чтобы пациент не знал с ним никаких проблем, прочувствовать индивидуальные особенности строения зубов каждого конкретного человека и использовать это в работе – это не только профессиональное мастерство, это уже высший пилотаж, граничащий с художественным творчеством. Такими зубными техниками не рождаются, ими становятся. Это нелегкий путь... Но «дорогу осилит идущий!»

 

 

Поделиться с друзьями: